Сергей Петрович Капица и его наборы-конструкторы

размещено в: Местные новости | 0

Сергей Петрович Капица – популяризатор науки, учёный физик, основатель и бессменный руководитель ТВ-передачи «Очевидное — невероятное», главный редактор журнала «В мире науки», автор книги «Жизнь науки» и работы «Общая теория роста человечества».

В 2008 году он издал книгу «Мои воспоминания». Интересно, что вспоминая о своём детстве, Сергей Петрович рассказывает в т.ч. про конструкторы и даже упоминает слово «робот» ! Далее цитата из мемуаров.

В те годы у меня был замечательный и очень поучительный конструктор, который назывался «Мекано». Это был большущий и дорогой набор. Одно время похожие конструкторы делались и в Советском Союзе. Отца тоже увлекала эта игра, и иногда он со мною вместе, лежа на полу, собирал разные машинки.

Этот конструктор мы взяли с собой в Москву, и он потерялся уже после войны.Я считаю, что много позже у меня легко получалось инженерное конструирование в какой-то степени благодаря Мекано. … Мекано состоял из набора очень разумно сделанных деталей, скрепляемых винтиками, такая модульная система с шагом дырочек 12 мм. Из него можно было создавать самые разнообразные конструкции: мосты и тележки, краны и тракторы, вообще собирать вполне серьезные модели машин. Этот большой комплект давал поразительные возможности, так как в нем был набор шестеренок, из которых можно было собрать настоящую коробку передач или дифференциал как у автомобиля! Пожалуй, интереснее всего было делать подъемный кран со сложной конструкцией стрелы. Позднее я познакомился с Борисом Сатовским, замечательным инженером, главным конструктором Уралмаша, создателем гигантских шагающих экскаваторов. Он утверждал, что тот, кто может построить кран, построит и любую другую машину, и в технических вузах студентам, которые осваивают курс проектирования машин и механизмов, обязательно предлагают спроектировать кран.

Из писем бабушки Е. Д. Крыловой бабушке О. И. Капице

16 сентября 1931 года, Кембридж

Сережа одно время часто бывал в кабинете у отца и очень важно говорил: «Мы с папой работаем». Работа была такая — была большая коробка «Мекано», и вот в кабинете шли постройки, то мост, то подъемный кран, то робот. Сережа больше занимался разборкой винтиков, а папа увлекался постройками. Но Сережа всегда говорил: «Мы работаем».

14 октября 1933 года, Кембридж

Сережа ходит в школу, но очень рад, когда не надо идти, то есть в субботу и воскресенье. Он так занят «Мекано», все время строит и строит. Когда не скоро засыпает, я ему говорю: «Что не спишь?» Он отвечает, что думает и обдумывает, как бы лучше сделать машину, которую он хочет строить. Чаще строит не по книгам, а «из головы», как он говорит.

19 октября 1933 года, Кембридж

 Сережа теперь очень увлечен «передачей» и устроил себе из «Мекано» ящик и на нем всевозможные передачи, все колесики вертятся, одни с цепью, другие с ремнем …

Конец цитаты. Несколько мыслей по ней:

  1. Сергей Петрович собирал конструкторы даже со своим отцом, Петром Леонидовичем Капицей. Т.е. папа с интересом поддерживал сына в его занятиях, общался на равных, по-взрослому. Поэтому маленький Сергей и говорил: «Мы работаем»!

2. В письме 1931 года уже упоминается слово «робот».
Поэтому сейчас слышать фразу «Роботы – это будущее» довольно странно.
Потому что, в первую очередь, роботы – это прошлое. Само слово робот придумано почти 100 лет назад. 
Во вторую очередь, роботы это настоящее. Они окружают нас повсюду.
Например, банкомат – это тоже робот, заменяющий человека-кассира.
Или автомобиль – это робот, выполняющий работу по перемещению вместо ног человека.
Также в настоящем времени наши ученики своими руками собирают и программируют роботов на каждом занятии.
И только потом, роботы – это будущее, т.к. конечно они продолжают развиваться дальше.

3. Интересно, выпускаются ли конструкторы Мекано в наши дни ?
И существует ли ещё тот самый башенный кран, чтобы современный ребёнок смог почувствовать себя Серёжей Капицей ?

4. Шестерёнки, различные виды передач, модели механизмов и машин, которые в детстве собирал С. П. Капица – всё это есть в современных образовательных наборах Lego Education: WeDo 2.0 и Mindstorms EV3, которые мы используем на занятиях.

5. Развитие инженера-профессионала показано в хронологии:
— Ребёнок собирает башенный кран из конструктора
— Позже студент проектирует кран и другие механизмы
— Далее это уже работник предприятия, например Уралмаша, который может построить уже реальный кран, шагающий экскаватор и любую другую машину!

Это как раз схема работы Лиги роботов «Школа-ВУЗ-Предприятие»! И занятия учеников в «Лиге роботов», как первый этап этого пути. Поэтому, в некотором смысле, у нас, как у Сергея Петровича!
Будем учиться и готовиться к большой жизни!

Оставить ответ